УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
«Добринская СОШ»
___________________ В.А.Фомин
Приказ №88 от 01.02. 2012г.
Положение о системе оценок, формах и
порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся
( по новым ФГОС НОО) МКОУ «Добринская СОШ»
1.
Общие положения
1.1. Основной задачей
промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников
требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности
полученных знаний, их практическому применению.
1.2. Промежуточная
аттестация проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным
государственным образовательным стандартом, Уставом МКОУ «Добринская СОШ»,
настоящим Положением.
1.3. Положение
регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения
промежуточной аттестации обучающихся.
1.4. Промежуточная
аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности
общеобразовательного учреждения за результаты образовательного процесса, за
объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года
обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения обучающимися
Федерального государственного образовательного стандарта, определенного
образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.
1.5. Промежуточная
аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных
классах, тематического контроля, проводимого как учителями, так и
администрацией, а также административного контроля. Периодичность тематического
контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим
планированием по каждому предмету, принятым на методическом объединении и
утвержденным директором школы.
Периодичность административного контроля
определяется планом работы школы, утвержденным
директором.
2. Порядок промежуточной аттестации
2.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится во 2-4-х классах по
учебным четвертям.
2.2. Обучающимся 1-х классов отметки в баллах не выставляются. Успешность
освоения школьниками программ в этот период характеризуется только качественной
оценкой.
2.3. Четвертные отметки выставляются в баллах обучающимся 2-4-х классов.
2.4. В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении в санатории,
стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при лечебном
учреждении.
2.5. Классные руководители 2-4-х классов доводят до сведения учащихся и их
родителей предметы и форму промежуточной аттестации. Аттестационная комиссия на
итоговых контрольных работах в 4-х классах состоит из учителя и ассистента.
Возможно присутствие представителя администрации школы.
2.6. От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть
освобождены:
- отличники учёбы;
- призёры городских предметных олимпиад, конкурсов;
- учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем предметам в
особых случаях:
1) по состоянию здоровья согласно заключению медицинской комиссии;
2) в связи с экстренным переездом в другой населённый пункт, на новое место
жительства;
3) по семейным обстоятельствам, имеющим объективные основания для
освобождения от итоговых контрольных работ.
2.7. В день проводится только одна форма контроля.
2.8. На педагогическом совете обсуждается вопрос о формах проведения
промежуточной аттестации; доводятся до сведения участников образовательного
процесса сроки и перечень предметов, по которым проводятся письменные
контрольные работы по единым тестам, разработанным государственным или
муниципальными органами управления образования; обсуждается состав
аттестационных комиссий по предметам, устанавливаются сроки аттестационного
периода.
3. Формы и методы оценки обучающихся по ФГОС.
3.1. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах
может проводиться в следующих формах: итоговая контрольная работа, тестирование
и другие формы.
3.2. В связи с переходом на ФГОС НОО второго поколения производить
следующие мероприятия по оценке достижений планируемых результатов:
§
Оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты образования
обучающихся начальных классов, используя комплексный подход.
§
Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках «Портфеля
достижений» обучающихся 1 – 4-х классов по трём направлениям:
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы,
материалы наблюдений и т.д.);
- выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и
итоговые стандартизированные работы по русскому языку, математике, окружающему
миру;
- материалы, характеризирующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и
досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках,
смотрах, спортивных мероприятиях и т. д.)
§
Итоговую оценку выпускника начальной школы формировать на основе
накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение трёх
итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работе на
межпредметной основе).
3.3. В соответствии с ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки.
Изменяется традиционная оценочно-отметочная шкала (пятибалльная). Шкала
становится по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» - решение учеником
простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на
элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик
может стремиться.
3.4. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую
овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности
ставится отдельная отметка.
3.5. Главным средством накопления информации об образовательных результатах
ученика становится «Портфель достижений» (портфолио). Официальный классный
журнал не отменяется, но итоговая отметка за начальную школу (решение о
переводе на следующую ступень образования) принимается не на основе годовых
предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных,
метапредметных, личностных, учебных и внеучебных), накопленных в «Портфеле
достижений» ученика за четыре года обучения в начальной школе.
3.6. «Портфель достижений» - обязательный компонент определения итоговой
оценки в Основной образовательной программе, дополняющей Федеральный
государственный образовательный стандарт.
«Портфель достижений ученика» - это сборник работ и результатов, которые
показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба,
творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ
учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять
цели своего дальнейшего развития.
3.7. Основные разделы «Портфеля достижений ученика»:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц –
результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов (способы деятельности, применимые
как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов);
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной
деятельности), включающих готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности.
3.8. Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен
ученик. Учитель же раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть
(после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения
портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале:
«нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».
3.9. Новые средства, формы и методы оценки должны обеспечить комплексную
оценку результатов. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая
характеристика всего приобретенного учеником – его личностные, метапредметные и
предметные результаты. Педагог сводит все данные диагностик в простые таблицы
образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки
являются необходимым условием для принятия решений по педагогической помощи и
поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его
развития.
4. Система оценки результатов ФГОС
4.1. Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в
ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия
достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи –
оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе).
4.2. Результаты на уроке оценивает сам ученик по алгоритму самооценки.
Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик
завысил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель.
Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет, что она
завышена или занижена.
4.3. Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение
конкретным действием (умением).
4.4. В соответствии с требованиями ФГОС вводятся «Таблицы образовательных
результатов». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми
должен и может овладеть ученик.
Таблицы образовательных результатов размещаются в «Рабочем журнале учителя»
в бумажном или электронном варианте. «Рабочий журнал учителя» - это блокнот для
рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике
развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном
журнале. В таблице отметки выставляются в графу того действия (умения), которое
было основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки выставляются по
5-балльной системе.
4.5. Необходимо три группы таблиц:
- таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов – литературное чтение (1-4 классы),
русский язык (1-4 классы), математика (1-4 классы), окружающий мир (1-4
классы), технология (1-4 классы), изобразительное искусство (1-4 классы);
- таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: регулятивные универсальные учебные
действия (1, 2, 3-4 классы), познавательные универсальные учебные действия (1,
2, 3-4 классы), коммуникативные универсальные учебные действия (1-2, 3-4
классы);
- таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1-2, 3-4 классов).
4.6. Отметки заносятся в таблицы результатов. Обязательно (минимум) за
метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один
раз в год – обязательно); за предметные контрольные работы (один раз в четверть
– обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум) за любые другие
задания (письменные или устные) – от урока к уроку – по решению учителя и
школы.
4.7. Типы оценок – текущие, за задачи, решенные при изучении новой темы
(выставляются по желанию ученика), за тематические проверочные (контрольные)
работы (отметки выставляются обязательно всем ученикам) с правом пересдачи хотя
бы один раз.
4.8. Критерии оценивания по признакам трех уровней успешности:
· необходимый уровень
(базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где
требовались отработанные действия и усвоенные знания, входящие в опорную систему
знаний предмета в программе. Это достаточно для продолжения образования, это
возможно и необходимо всем научиться. Качественные оценки «хорошо, но не
отлично» или «нормально» (решение задачи с недочетами);
· повышенный уровень
(программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось действие в
новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный
момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по
предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от
необходимого всем уровня. Качественные оценки «отлично» или «почти отлично»
(решение задачи с недочетами). Максимальный уровень (необязательный) – решение
не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались самостоятельно
добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и
действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует
исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных
требований, качественная оценка «превосходно».
4.9. Определение итоговых оценок:
- предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных
результатов (среднее арифметическое баллов);
- итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе
положительных результатов, накопленных учеником в «Портфеле достижений», а
также на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
4.10. Итоговая оценка за ступень начальной школы – это словесная
характеристика достижений ученика, которая создается на основании трех
показателей:
- комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» -
совокупность всех образовательных результатов);
- результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике
(освоение опорной системы знаний – через решение задач);
- результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и
итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень
метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
На основе трех этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из
трех возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД принимается
педагогами-экспертами на основании динамики и в пользу ученика. На основании
итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного
учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.
Вывод-оценка |
Показатели |
|
Комплексная оценка |
Итоговые работы |
|
1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями |
Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам
образовательнойпрограммы (предметные, метапредметные, личностные результаты) |
Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня |
2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями,
способен использовать их для решения простых стандартных задач |
Достижение планируемых результатов по всем основным разделам
образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально» |
Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня |
3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения
учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач |
Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов
образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично» |
Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее
50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня |
4.11. В первом классе
вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не
различаемую по уровням фиксацию: учитель у себя в таблице результатов
ставит +, - , ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или
закрашивает – в кружок. В последующих классах при появлении балльных отметок
правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую
активность», не за «отдельные реплики», а только за самостоятельное решение
учеником учебной задачи (выполнение задания).
5. Обязанности участников образовательного процесса
5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения (его заместитель по
учебно-воспитательной работе) обязан:
- на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения
промежуточной аттестации и итоговых работ обучающихся;
- довести до сведения участников образовательного процесса сроки и перечень
предметов, по которым проводятся письменные итоговые работы по единым текстам,
разработанным государственными или муниципальными органами управления
образованием;
- утвердить состав аттестационных комиссий по предметам;
- утвердить расписание итоговых аттестационных работ;
- решить вопрос об освобождении обучающихся от итогового контроля и
провести их аттестацию на основе текущей аттестации;
- представить анализ итоговых работ обучающихся на методическое объединение
и педсовет.
5.2. Обучающиеся школы и их родители под руководством классных
руководителей создают необходимые комфортные условия в помещениях, отведенных
для проведения итоговых контрольных работ.
6. Порядок перевода обучающихся.
6.1. Перевод обучающихся в последующий класс осуществляется при
положительных итоговых оценках.
6.2. Обучающиеся, не справляющиеся с учебной программой, должны быть
направлены на ОПМПК, которая выдает решение о дальнейшем обучении ученика.
7. Срок действия Положения.
7.1. Срок действия Положения не ограничен.